Суббота, 20.04.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
«Классные секретики»
Сайт учителя 
Бебневой Инны Фёдоровны


Главная » 2016 » Февраль » 14 » Урок изобразительного искусства по теме «Узорочье теремов»
15:33
Урок изобразительного искусства по теме «Узорочье теремов»

Цели и задачи:
•Познакомить  учащихся  с  образами теремной архитектуры.
•Дать представление о вариантах  украшения  царских палат (роспись, орнамент).
•Развить творчество, композиционное мышление.
•Воспитывать  интерес  к миру прекрасного,  культуре своего народа.
Оборудование:
•Методические таблицы
•Использование ИКТ
Зрительный ряд:
•Фотографии Теремного дворца в Москве.
•Набор фотографий  «Древние палаты Московского Кремля»
•Образцы  орнаментов
Музыкальный ряд:
•Музыка  в исполнении оркестра русских народных  инструментов.  
Литературный ряд:
•Отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки,  Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Материалы:
•Белая бумага формат А3, масляные мелки, акварель, кисть, тряпочка.      

Ташьян Д.

Тюнев Р.

Тюнева А.

Крюкова П.

                                                    Содержание урока
1.Организационный момент.

2.Беседа по теме урока
Учитель.  Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие.
На экране появляется изображение древнерусского города.
Учитель.                 
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Ф. Н. Глинка
Я приглашаю посетить вас терема
? Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо оно?
Ученики   «Да, терема есть в сказке»
Учитель  - Да, в русских народных сказках часто говорится о царских  палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
 Показ «сказочного терема» (иллюстрация И.Васнецова  к сказке «Сивка-Бурка»)
Учитель. - Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского  кремля.
Показ «Теремного дворца»
        
Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже  знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.
Показ окна
 
Витые столбики, двойные арочки  над  крыльцом – всё это создавало новый облик города.
-А теперь давайте войдем внутрь терема.
 Показ интерьера терема
            
Учитель. – Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные  как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами - колоннами.  Самые большие залы,  где устраивались пиры, называли – гридницы. В  палатах  стояли  столы лавки, княжеский  трон. А  на стенах можно увидеть  портреты  князей, бояр.
      ?        - Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые    пробуждает красота древних палат Московского кремля.
Ученики.    Делятся  своими впечатлениями  и чувствами, которые  пробуждает красота древних палат  Московского кремля. Дети отмечают, что русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки и передали настроение веселья и радости.
Учитель.      ( Дополняет ответы учащихся).
В  терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке  в  ряд
Птицы райские  сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
                                Н. Кончаловская

     ?    Как же называется такой рисунок, который служит для украшения архитектуры, интерьера и предметов быта?

Ученики. Рисунок,  служащий для  украшения предметов или архитектуры, состоящий из ритмически упорядоченных элементов называют – узор или орнамент.
 
Учитель.   Какие виды орнамента Вы знаете, и почему они так называются?

Демонстрация на экране различных орнаментов.

Ученики.  Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур.
 
Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы.

Зооморфный  орнамент  всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.

Учитель.   В древней Руси орнаменты  имели  магический смысл – являлись  оберегом, защищали людей  по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».
    С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.

?     В декорировании интерьера  теремов какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?

Ученики. Русские мастера для украшения  палат отдают предпочтение растительному  орнаменту.

Учитель.     О чем это говорит?

На экране интерьер  палаты.

Ученики. Мастера  стремились показать, красоту певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.

Учитель. Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость  родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов,  цветут сказочные цветы с причудливыми  лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не  ограничился  только растительным орнаментом.

Физкультминутка.

Учитель.    Сегодня вы будите изображать интерьер палаты.

Последовательность выполнения работы.

1.    Рисуем главную стену палаты.
2.    Показываем глубину комнаты.
3.    Наметить сводчатый потолок.
4.    Наметить  столбы – колоны, на которых держится свод.
5.    Изображение витых колон.
6.    Наметить окна.
7.    Последовательное изображение окна.
8.    Наметить рисунок пола.
9.    Украшение элементов интерьера орнаментом.
10.    Цветовое  решение фона.
11.    Выразительность работы.
3.    Практическая работа.
При выполнении практической работы  учитель  напоминает последовательность выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
Напоминает  об общей аккуратности.
По окончании работы  ученики  приводят в порядок рабочие места.  

4.    Итог урока.
Проводится коллективное обсуждение рисунков.

Лазарев М.

Пилипчук М.

Рамазанова Р.

Мочалов М.

Просмотров: 6620 | Добавил: inna_bebneva | Теги: 4 класс, урок ИЗО | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]