 Произведение Евгения Чарушина «Страшный рассказ» – это добрая и по-настоящему увлекательная история, которая нравится и детям, и взрослым. Автор мастерски передаёт атмосферу таинственности и детские переживания, когда обычные звуки кажутся чем-то пугающим. Чарушин показывает яркое произведение, сочетающее в себе элементы детской литературы и тонкой наблюдательности за природой.
Второклассники составляют характеристику на основе шаблона "Картина", подтверждая словами из текста:
1. Шура
Смелый (или хочет казаться таковым) – первым заявляет, что ему не страшно.
Фантазёр – начинает перечислять, чего они с Петей не боятся (воров, людоедов, тигров). Осторожный – когда слышит странные звуки, прячется под одеяло и шепчется с Петей.
Заботливый – предупреждает Петю: «Не дыши», чтобы их не услышали.
2. Петя
Подражатель – повторяет за Шурой, что тоже ничего не боится.
Импульсивный – сразу бросается к брату в кровать при первых звуках.
Доверчивый – верит, что если не дышать, то «чудовище» их не найдёт.
Добрый – после обнаружения ёжика не обижается на него, а позволяет ему жить с ними.
3. Родители мальчиков
Заботливые – проверяют дом, чтобы успокоить детей.
Добродушные – не ругают ребят за испуг, а помогают разобраться.
Гостеприимные – оставляют ёжика в доме и даже подкармливают его.
4. Ёжик
Лесной гость – случайно забрёл в дом.
Неуклюжий – топает и пыхтит, чем пугает мальчиков.
Безобидный – несмотря на колючки, не агрессивен.
Домашний любимец – остаётся жить с семьёй на даче.
Затем составляют план, который помогает проследить за развитием сюжета: от страха и неизвестности до разгадки и умиротворения.
1. Мальчики остаются одни
- Шура и Петя живут на даче у леса.
- Родители уходят в гости, и дети ложатся спать.
2. Тревожная темнота
- В комнате темно, слышны шорохи.
- Мальчики пытаются убедить друг друга, что им не страшно.
3. Таинственные звуки
- За дверью раздаются шаги: "топ... шлёп... топ..."
- Испуганные дети прячутся под одеяло.
4. Возвращение родителей
- Приходят мама и папа, зажигают свет.
- Дети рассказывают о странных звуках.
5. Разгадка
- В сенях находят ёжика.
- Его оставляют в доме, кормят молоком и мясом.
6. Счастливый конец
- Ёжик остаётся жить с мальчиками всё лето.
- Теперь его ночные топот и пыхтение уже никого не пугают.
Ребята легко справились с пересказом, пользуясь шаблоном.
Школьники делают вывод: главные герои – Шура и Петя – обычные мальчишки, которые хотят казаться храбрецами, но в темноте их фантазия разыгрывается. Их страх перед неизвестным сменяется радостью, когда оказывается, что «чудовище» – всего лишь милый ёжик. Рассказ учит тому, что многие страхи надуманы, а за ними может скрываться что-то доброе и интересное.
Автор технологии "Текстографика"
Инга Петровна Тихоновецкая
(Международный дом учителя "Альфа") |