Суббота, 14.06.2025, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
«Классные секретики»
Сайт учителя 
Бебневой Инны Фёдоровны


Главная » 2025 » Май » 1 » Текстографика на уроке литературного чтения
13:29
Текстографика на уроке литературного чтения

Произведение Евгения Чарушина «Страшный рассказ» – это добрая и по-настоящему увлекательная история, которая нравится и детям, и взрослым. Автор мастерски передаёт атмосферу таинственности и детские переживания, когда обычные звуки кажутся чем-то пугающим. Чарушин показывает яркое произведение, сочетающее в себе элементы детской литературы и тонкой наблюдательности за природой. 

Второклассники составляют характеристику на основе шаблона "Картина", подтверждая словами из текста:
1. Шура  
Смелый (или хочет казаться таковым) – первым заявляет, что ему не страшно.  
Фантазёр – начинает перечислять, чего они с Петей не боятся (воров, людоедов, тигров).  Осторожный – когда слышит странные звуки, прячется под одеяло и шепчется с Петей.  
Заботливый – предупреждает Петю: «Не дыши», чтобы их не услышали.  
2. Петя  
Подражатель – повторяет за Шурой, что тоже ничего не боится.  
Импульсивный – сразу бросается к брату в кровать при первых звуках.  
Доверчивый – верит, что если не дышать, то «чудовище» их не найдёт.  
Добрый – после обнаружения ёжика не обижается на него, а позволяет ему жить с ними. 
3. Родители мальчиков  
Заботливые – проверяют дом, чтобы успокоить детей.  
Добродушные – не ругают ребят за испуг, а помогают разобраться.  
Гостеприимные – оставляют ёжика в доме и даже подкармливают его.  
4. Ёжик
Лесной гость – случайно забрёл в дом.  
Неуклюжий – топает и пыхтит, чем пугает мальчиков.  
Безобидный – несмотря на колючки, не агрессивен.  
Домашний любимец – остаётся жить с семьёй на даче.  

Затем составляют план, который помогает проследить за развитием сюжета: от страха и неизвестности до разгадки и умиротворения.
1. Мальчики остаются одни  
- Шура и Петя живут на даче у леса.  
- Родители уходят в гости, и дети ложатся спать.  
2. Тревожная темнота  
- В комнате темно, слышны шорохи.  
- Мальчики пытаются убедить друг друга, что им не страшно.  
3. Таинственные звуки  
- За дверью раздаются шаги: "топ... шлёп... топ..."  
- Испуганные дети прячутся под одеяло.  
4. Возвращение родителей  
- Приходят мама и папа, зажигают свет.  
- Дети рассказывают о странных звуках.  
5. Разгадка  
- В сенях находят ёжика.  
- Его оставляют в доме, кормят молоком и мясом.  
6. Счастливый конец  
- Ёжик остаётся жить с мальчиками всё лето.  
- Теперь его ночные топот и пыхтение уже никого не пугают.  

Ребята легко справились с пересказом, пользуясь шаблоном. 

Школьники делают вывод: главные герои – Шура и Петя – обычные мальчишки, которые хотят казаться храбрецами, но в темноте их фантазия разыгрывается. Их страх перед неизвестным сменяется радостью, когда оказывается, что «чудовище» – всего лишь милый ёжик. Рассказ учит тому, что многие страхи надуманы, а за ними может скрываться что-то доброе и интересное. 

Автор технологии "Текстографика"

Инга Петровна Тихоновецкая

(Международный дом учителя "Альфа")

Просмотров: 15 | Добавил: inna_bebneva | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]